Богачева И. Е.

Богачева Ирина Ефремовна, гвардии старшина

Родилась 3 января 1920 года в деревне Понебель Орловской губернии в крестьянской семье. В 1937 году с медалью окончила среднюю школу и поступила на физико-математический факультет воронежского государственного университета. В начале войны вступила добровольцем в Воронежский добровольческий полк. В действующей армии Ирина Ефремовна находилась до окончания войны, работала медицинской сестрой передовой группы дивизионного медсанбата. Участвовала в боях за Воронеж и Брянск, Москву и Сталинград, Вену и Будапешт. После демобилизации работала директором средней школы, затем преподавателем математики в артиллерийском училище Донецка. В 1946 году вступила в ряды Коммунистической партии. В 1948 году поступила в аспирантуру ВГУ на кафедру философии, после окончания которой и защиты диссертации в конце 1951 года работала преподавателем философии, а с 1958 года — в должности доцента в вузах Воронежа. Одновременно с преподавательской деятельностью выступала с лекциями в городе и районах области. С января 1991 года находится на заслуженном отдыхе.
Награждена орденом Красной Звезды, медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». В 1967 году занесена в Книгу почета г. Воронежа.
Является автором трех книг-воспоминаний о войне: «Дороги жизни», «Дороги, которые мы выбираем», «На всю оставшуюся жизнь». Эти книги являются своеобразной летописью Воронежского добровольческого полка.
(Материал взят из статьи А.П. Разинкова «Из опыта работы по пополнению фондов ОГУ «ГАОПИ Воронежской области» документами участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»)

Удивительна судьба одной из фронтовичек – жительницы Воронежа Ирина Ефремовны Богачевой. Её личный фонд находится на хранении в Государственном архиве общественно-политической истории Воронежской области.

Тамара Зуйкова, ведущий архивист отдела информации, публикации
и научного использования документов ВГАОПИ ВО

В предвоенные годы Ирина Ефремовна была студенткой физико-математического факультета Воронежского университета. Занималась спортом в секции легкой атлетики. Зимой ходила на лыжах, весной и летом – плавала, ездила в альпинистский лагерь.

Годы учёбы в университете Ирина Ефремовна вспоминает как самые счастливые в ее жизни: «Шло формирование меня как личности. Именно университетские годы определили моё будущее, в том числе и военное. Но мы не только радовались, веселились, мы и тревожились. В мире было неспокойно. Уже шла вторая мировая война. Фашистские армии маршировали по Европе, покоряя одну страну за другой. Мы понимали, что угроза фашизма нависает и над нашей страной. С начала 1941 года это особенно ощущалось. Мы с тревогой следили за событиями в мире, волновались, обсуждали происходящее».

Весной 1941 года Ира Богачева, студентка 4-го курса, экзамены сдавала на «отлично», оставался последний. Он был запланирован на 30 июня.

«Утром 22-го июня, – вспоминает Ирина Ефремовна, – я поехала в Парк культуры и отдыха для участия в кроссе. Бежала дистанцию два километра, выиграла первое место. После окончания соревнований университетская группа спортсменов собралась вместе, чтобы обсудить, как будем проводить лето, какие соревнования предстоят, кто может поехать. И в это время услышали страшное известие – нападение фашистских армий на нашу страну… Потрясенные этим известием, все стали расходиться». У входа общежития Миша Напалков встретил словами: «Ну что, Ира, воюем!..» Вместе пошли на митинг в университет».

После митинга сразу же стали записываться добровольцы на фронт. В числе первых была и Ира Богачева. По натуре – сугубо гражданский человек, без призвания к медицине (было несколько случаев, когда при виде крови, ран девушке становилось дурно). И все же в первый день войны Ирина решила уйти на фронт. Она записалась на организованные при университете краткосрочные курсы медицинских сестер.

В середине августа слушателям курсов объявили, что в Воронеже формируется добровольческий полк из коммунистов и комсомольцев. Несколько девушек из университета, в том числе и Ирина с подружкой, сокурсницей Клавдией Шмитько, объявили о желании вступить в полк.

Некоторые друзья-однокурсники старались убедить девушек, что, имея почти законченное университетское образование, они смогут больше пользы принести стране как специалисты в народном хозяйстве, чем как солдаты. Во время прохождения медкомиссии им всякий раз задавали вопросы: «Вы что, с ума сошли? Да вы представляете, куда хотите идти? Что вас ожидает?» Но подруги не изменили своего решения и подали заявления о зачислении в полк.

Воронежский добровольческий коммунистический полк был сформирован 21 августа 1941 года. Формирование полка проводилось в Первомайском саду. В его состав вошли лучшие люди города во главе с командиром полка полковником М.Е. Вайцеховским, начальником штаба полка капитаном А.Т.Худяковым, бывшим начальником отдела боевой подготовки областного «Осоавиахима». Это были опытные командиры, водившие в бой части и соединения еще в Гражданскую войну. Комиссаром полка был назначен ректор ВГУ Н.П.Латышев. 13 сентября добровольческий полк был передан воронежцами в 100-ю ордена Ленина стрелковую дивизию, ставшую через месяц, 18 сентября 1941 г., 1-й Гвардейской дивизией генерала И.Н.Руссиянова.

Уже через несколько дней Ира принимала своих первых раненых в медсанбате дивизии (МСБ). Полк сражался у деревень Сакуниха и Коровницы. Тяжело было видеть, какими искалеченными, окровавленными, покрытыми пылью привозили в санчасть вчера еще веселых и здоровых ребят.

Декабрь 1941 года – январь 1942 года. Ожесточенные оборонительно-наступательные бои на дальних подступах к Воронежу (р-н г. Щегры). Трескучие морозы. Непрерывно прибывали раненые. У многих – тяжелые обморожения. «Обрабатываем раны, – вспоминает Ирина Ефремовна, – и прилагаем отчаянные усилия, чтобы оживить окоченевшие, побелевшие от мороза конечности раненых – подолгу растираем спиртом, массажируем».

«Бои под Сталинградом были очень тяжелыми. Все службы медсанбата работали с большим напряжением. Мы не успевали обрабатывать и отправлять раненых в эвакогоспитали, особенно, когда корпус вошел в прорыв немецкого фронта после окружения Сталинградской группировки и совершал быстрые рейды по немецким тылам. Раненые скапливались в крестьянских избах. Мы обходили дома, делали перевязки».

Почти всю войну Ирина Ефремовна проработала в передовой группе медсанбата. «Что такое передовая группа? Это два врача-хирурга, две медсестры и несколько санитаров, выдвинутых вперед, ближе к переднему краю. Задача передовой группы – оказать необходимую помощь раненым до того, как они попадут в стационарные условия медсанбата или госпиталя. В связи с близостью к передовой работать в группе было небезопасно, и все-таки в нашем медсанбате, входившем в состав I-го Гвардейского орденов Ленина и Кутузова механизированного корпуса, всегда шло соревнование врачей, медсестер и санитаров за право попасть в эту группу».

«С первых дней пребывания в действующей армии мы поняли, – отмечает Ирина Ефремовна, – что поступили правильно, что будем приносить пользу. Само присутствие девушек среди солдат уже было важно, благотворно действовало на них. Я очень хорошо запомнила ночные марш-броски к линии фронта. И мы, и солдаты уставали (военной подготовки у добровольцев не было), подчас засыпали на ходу. Но когда девушки приходили в какое-нибудь подразделение, старшина громко произносил: «А ну-ка, солдатики, подтянись! С нами – сестренки!..» Солдаты оживлялись, приободрялись. Нас это радовало, мы тоже становились бодрее».

Подруги были довольны, что приняли в сорок первом году именно такое решение. Это время стало для них точкой отсчета на всю последующую жизнь.

Из письма Ирины Богачевой с фронта 29.05.1942 г.: «…нам многого труда стоило решение уйти на фронт. Мы ведь тоже задавали себе вопрос: «Где мы можем принести больше пользы?» Очень тяжело было расставаться с университетом. Тогда мы много переживали. Были даже моменты, когда мы соглашались со всеми, что поступаем неправильно… Теперь, конечно, не жалеем о том, что ушли на фронт. Вопрос о том, где больше принесем пользы, для нас отпал. Наша теперешняя жизнь и специальность стали для нас обычными. Все волнения улеглись. Мы стоим на правильном пути. Не раз нам предлагали уйти заканчивать университет, но мы отказывались. Теперь для нас родным стало наше медицинское дело, привычной – трудная военная жизнь».

За время войны было много занятий медперсонала по повышению теоретической подготовки, освоению новых методов лечения раненых. Медсестры осваивали работу хирургических сестер.

Энтузиазм девушек проявлялся не только в самоотверженном труде, но и в радости жизни. Из воспоминаний Ирины Ефремовны: «Во время войны больше, чем когда-либо, мы пели, танцевали (по кочкам, в кирзачах). Готовили и выступления художественной самодеятельности. Песни сопровождали нашу жизнь постоянно, были органично слиты с нею. Пели, когда маршировали в строю, ехали в тесной «санитарке», чистили картошку на кухне, отдыхали на привалах во время длительных маршей, когда грустили и радовались. В песнях выражали свои чувства, настроения».

Девушки выступали перед ранеными, в боевых подразделениях корпуса, когда позволяла обстановка.

Ирина очень любила литературу, особенно поэзию. Много читала. Во время отступлений в опустевших школах, библиотеках подруги отыскивали книги и носили в своих рюкзаках. С томиком А.С.Пушкина Ира не расставалась всю войну.

С февраля 1943 года первогвардейцы сражались на украинской земле: форсировали Днепр, освобождали Донбасс, Запорожье.

«…Поздней осенью 1944 года корпус был направлен за границу и в составе третьего Украинского фронта участвовал в боях за освобождение Венгрии и Австрии».

«Много дней мы провели в эшелонах, – вспоминает Ирина Ефремовна. – Ехали сначала по родной земле, потом – по освобождённым от оккупантов землям Румынии, Болгарии, Югославии. Повсюду люди приветствовали советских воинов, махали руками, произносили радостно слова на не понятных нам языках. Во время остановок на станциях нас окружали, обнимали. Я испытывала чувство гордости за свою страну, армию-освободительницу». Воздух был наполнен ощущением близости Победы.

Свой боевой путь первогвардейцы закончили в предгорьях Австрийских Апьп в апреле 1945 года.

Ирина Ефремовна возвратилась с войны гвардии старшиной, награжденной орденами и медалями, здоровой и с настроем скорее начать трудовую деятельность.

В Донецке получила назначение – директором средней школы, затем работала преподавателем математики в артиллерийском училище, но «хотелось большего, движения вперед, творческого роста». «Неудержимой силой тянуло в Воронеж».

Приехала. Пришла в ВГУ – и неожиданно получила предложение поступить в аспирантуру. Аспирантуру закончила в срок. В январе 1952 года состоялась защита диссертации. С февраля 1952 года начала работу в качестве преподавателя философии. В 1958 году была утверждена в ученом звании доцента.

В 1963 году обком КПСС предложил Ирине Ефремовне перейти на работу заведующей кафедрой философии политехнического института. Научная работа на кафедре велась интенсивно. По итогам соревнования кафедра несколько раз подряд занимала первое место.

В 1967 году по предложению руководства института, поддержанному горкомом КПСС, Ирина Ефимовна была занесена в городскую «Книгу почёта».

В конце 1970 года по предложению обкома КПСС перешла на работу в строительный институт.

В 1975 году Ирина Ефимовна получила приглашение вернуться в университет. «Переходом в университет была очень довольна – возвратилась в свою альма-матер. Работала в должности доцента и на общественных началах – заместителем зав. кафедрой по учебной работе».

Свой трудовой путь Ирина Ефимовна закончила в Воронежском СХИ (Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки). В январе 1991 года ушла на пенсию.

Вся жизнь Ирины Ефимовны, нелегкая, полная преодолений – это ярчайший пример огромной любви к Родине, беззаветной преданности своему народу. Родина высоко оценила ее вклад в Великую Победу над злейшим врагом человечества, наградив многими орденами и медалями.

Наш низкий поклон Ирине Ефремовне, огромное спасибо за любовь к Отечеству и самоотверженное служение людям.

На передовую вопреки уговорам матери
«Я по своей натуре – сугубо гражданский человек, в юности даже один вид крови приводил меня в ужас, – рассказывает 95-летняя Ирина Ефремовна Богачева. – Все изменил роковой 1941 год. Тогда, в первый день войны, четко для себя решила идти на фронт – вопреки уговорам мамы и университетских преподавателей, вопреки всем своим страхам».
Смелый выбор кардинально изменил судьбу 20-летней студентки физмата. В качестве медсестры Воронежского добровольческого полка, а потом 1-ой гвардейской стрелковой дивизии прославленного генерала Ивана Руссиянова она прошла Ельню, Сталинград, участвовала в освобождении Запорожья, Будапешта и Вены.

Боевое крещение
Несмотря на столь внушительный «послужной список», одно из самых глубоких воспоминаний, буквально врезавшееся в память Ирины Ефремовны, связано с первым ее пациентом, привезенным с передовой. «Раненый был в тяжелом состоянии и что-то повторял в бреду, – рассказывает она. – Я разобрала: «Ах, проклятый Гитлер! Ты разрушил нашу жизнь! Ты еще пожалеешь об этом!» Этот голос простого советского солдата звучит в моей голове до сих пор».

«Другого выхода просто не было»
Сегодня сложно представить, как хрупкая девушка, не имея даже базового медицинского образования, ежедневно спасала десятки жизней в полевом медсанбате и стойко сносила все тяготы военного времени. «Мужество придавало осознание всей серьезности обстановки, – вспоминает ветеран. – Просто не было другого выхода – осваивала науку, перенимая опыт у старших товарищей». На момент окончания Великой Отечественной Ирина Ефремовна уже в совершенстве овладела всеми тонкостями сестринского мастерства и даже ассистировала хирургу во время сложных операций.

«В Воронеж влюбилась с первого взгляда»
После Победы наша собеседница некоторое время работала директором донецкой школы, где когда-то училась сама, а в 1953 году окончательно переехала в Воронеж. Этот город, в который бывшая военная медсестра «влюбилась с первого взгляда», подарил ей все: насыщенную научную карьеру, большую дружную семью и верных друзей. А Ирина Ефремовна – стала настоящей гордостью столицы Черноземья.

«Когда пошли фашистские танки, ноги онемели от страха»
Судьбу другой нашей героини – Ирины Николаевны Сувориной – тоже можно смело брать за основу приключенческого фильма. Прежде чем стать матерью двух прекрасных сыновей, уважаемой работницей областного Профсоюза и примером для сограждан, ей прошлось пройти через весь ад войны. В 17 лет она ушла на фронт радисткой и прошла вместе со своим штабом одни из самых «острых» моментов в истории Великой Отечественной, в том числе, форсирование Днепра и Курскую дугу. О последней Ирина Николаевна и сейчас не может вспоминать без слез. «Помню, мы расположились на опушке леса, и той же ночью начался мощный авиаобстрел. Снаряды свистели тут и там. Но страшнее всего стало, когда пошли немецкие танки. Все бросились бежать, а я просто упала, крича от ужаса – ноги от страха отказали! Помощь пришла от незнакомого усатого дядьки: схватил меня под руку и буквально потащил в укрытие, приговаривая: «Дочка, не плачь!» Не знаю ни имени, ни звания этого человека, но до сих пор мысленно благодарю его за спасение! Кстати, тем же вечером нам удалось выбить немцев и вернуться на занятые позиции».

«Весь Воронеж полыхал, но продолжал бороться!»
Рассказала Ирина Николаевна и об освобождении Воронежа. «Мой штаб тогда находился в районе областной больницы, – поясняет она. – Фашисты бомбили так сильно, что голову было не поднять. Но мы твердо знали: враг свирепствует, потому что чувствует свой скорый крах! Советские солдаты сражались очень самоотверженно, смело гнали захватчиков. Да, город весь полыхал, но продолжал бороться и победил – это и есть сила!»

Страшная экскурсия
При беседе с Ириной Николаевной в глаза бросается ее глубокий оптимизм. По словам ветерана, врожденное жизнелюбие изменило ей только однажды: в Австрии, после экскурсии на территорию уже освобожденного союзниками концлагеря Маутхаузена. «Запах гари стоял сильнейший, – вспоминает радистка. – Гнетущая атмосфера смерти! Спустя какое-то время я со своими товарищами-разведчиками посетила местный зоопарк: все животные ухоженные, сытые. Ненависть поднялась горячей волной – даже к зверям фашисты проявляли больше сострадания, чем к людям! В сердцах чуть не крикнула «Стреляйте, ребята!», но сдержалась».

«Мы действительно шли за Родину!»
На вопрос, что же давало сил держаться даже в самые страшные времена, наша героиня, не задумываясь, отвечает: «Патриотизм. Мы действительно шли за Родину! И мне очень радостно, что этот подвиг до сих пор живет в сердцах людей. Сегодняшняя же акция от депутата Государственной Думы, – это приятный жест заботы. Вообще Сергей Викторович Чижов в своей работе всегда уделяет особое внимание таким категориям населения, как инвалиды, дети, старики. Это трепетное, душевное отношение и реальная помощь населению характеризуют его как человека дела, сильного общественника, политика с большой буквы».

Комментарии закрыты.